Родителям
Учащимся
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и
инвалидов
1. В МОУ «Средняя школа №41» обучаются 17 детей с ограниченными возможностями
здоровья и 11 детей - инвалидов, 2 ребенка обучаются дистанционно по выбранным предметам, 2 ребенка обучается на дому. Адаптация к школе у таких
детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в
классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень
трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача школы в данном
случае создание специальных условий обучения.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих
документах:
Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от
02.07.2013)
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
Письмо Минздравсоцразвития России от 11,04,2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических
рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на
пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении
административных зданий и служебных помещений"
Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса
сводов правил - актуализированных СНиПов"
СП 59,13330,2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных
групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом
Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов
правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)
Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Государственная программа "Доступная среда" на 2011 -2015 годы
Приказ министерства образования и науки РФ от 19, 12,2014 г. N 1598 "Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г, № 26
“Об утверждении СанПиН 2,4,2,3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья’'(далее —
СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на
основе заявления родителей и заключения территориальной психолого-медикопедагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в
общеобразовательной школе. На обучающегося заполняется и ведется в течение учебного
года психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические
особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и
психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательном учреждении
применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям
обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной
школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия
обучения. Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении
являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится
ребенок с ОВЗ.
Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка,
основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений
социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается
самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН, которые учитывались при составлении
образовательной программы для лиц с ОВЗ.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и
части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из
часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ
и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов
предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности,
остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их
физиологических потребностей (СанПиН).
2.Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые
включают в себя:
• наличие одного специализированного кабинета для детей с нарушением зрения;
• использование специальных образовательных программ, методов обучения;
• проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здание образовательной организации (имеется пандус);
• использование дистанционных образовательных технологий посредством
электронного журнала;
• предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских,
социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и
жизнедеятельности.
В школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, с
ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляют специалисты
школы: заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, классный
руководитель. Комплексное обследование ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме
ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуальнопсихологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк).
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ является
обеспечение условий для успешного освоения основной образовательной программы
начального общего образования и для оптимального развития обучающегося, его
успешной интеграции в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
• диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические
наблюдения;
• разработку и написание индивидуальных образовательных планов (ИОПов) детям
с ОВЗ;
• создание благоприятных социально-педагогических условий для развития
личности, успешности обучения;
• конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения является
профилактическая работа с обучающимися по предупреждению проблем адаптационного
периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная
мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления,
трудностей в обучении) и др.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение в года
являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер
личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы,
ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение
школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, обучающих семинаров,
совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение
проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с
учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является
комплексной психолого-педагогической поддержкой детей и родителей в решении задач
обучения, развития, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля,
действующих скоординировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции обучающихся с ОВЗ в
образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской,
разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса
— обучающимися, их родителями (законными представителями) и педагогическими
работниками.